Название топаза произошло от слова Топазос — древнего названия острова Зебергет в Красном море или от санскритского «топас»— огонь. В старину в Индии топазами нередко называли все драгоценные камни желтого цвета.
Цветовая гамма топазов огромна: бесцветный, желтый, золотисто-желтый, розовый, голубой, красно-оранжевый, пурпурный, винный, чайный, коричневый. Немудрено, что топазы часто путают с другими камнями. В разные времена топазами по ошибке называли совершенно иные самоцветы. О бесчисленных подделках и имитациях не стоит и говорить. Впрочем, все эти недоразумения не могли изменить главного — нашей любви к яркому и непостоянному камню.
КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ГОЛУБОЙ...
Сегодня на рынке можно найти топазы любого цвета и на любой вкус, редчайшие фиолетовые (лиловые), золотистые, розовые, немыслимо красивые оранжевые империал-топазы и не менее роскошные красные, синие, сине-зеленые и бесцветные камни.
Бесцветным топазам очень к лицу бриллиантовая огранка. Топаз — прирожденный аристократ, он обладает почти алмазным блеском и высокой твердостью. Широко известен крупный, чистой воды камень «Браганза», входящий в число регалий португальской короны. Его вес 1680 карат. Долгое время «Браганза» входил в мировой реестр гигантских алмазов, и лишь относительно недавно выяснилось, что это не король самоцветов, а роскошный топаз.
Отдельно стоит сказать о бразильских топазах: камней столь пронзительных и ярких оранжевых тонов нет больше нигде в мире. Так что название «Империал-Топаз» и почётное место в ряду лучших ювелирных камней, совершенно оправдано и справедливо |
По типу окраски природные топазы делятся на две неравные группы. В первой — те камни, цвет которых зависит от наличия или отсутствия различных примесей, в первую очередь хрома и железа. Эти камни абсолютно стабильны и цвет ни при каких мыслимых условиях эксплуатации не меняют. К первой группе относятся топазы желтого, персикового, оранжевого, пурпурного цветов. Такая окраска в основном присуща редким, прекрасным и дорогим империал-топазам. Неудивительно, что камни первой группы занимают по объемам продаж менее 0,1 процента всего рынка ювелирных топазов.
Во второй группе — голубые и бурые минералы. Природные голубые топазы достаточно устойчивы. Под воздействием солнечных лучей такие камни не выгорают, а сдвиги атомов кристаллической решетки, вызывающие обесцвечивание, возможны лишь при нагреве свыше 250 градусов. Самыми нестабильными в цветовом отношении являются топазы коричневатых оттенков — так называемые бурые, винные, чайные. При нагревании свыше 130 градусов и/или при прямом воздействии ультрафиолета происходят изменения кристаллической решетки, и цвет минерала меняется. Если часто носить днем украшения с таким камнем, топаз потеряет былую «винную» окраску.
Первым коммерческим «надувательством», на волне популярности топазов стало «изобретение» раухтопаза. Даже сегодня далеко не все знают, что раухтопаз – не что иное, как дымчатый кварц. Это, безусловно, достойный внимания, но всё же, другой минерал |
Наибольшей популярностью у потребителей пользуются голубые (Sky Blue), синие (Swiss Blue) и темно-синие (London Blue) топазы. Однако добываемые топазы редко имеют необходимую насыщенность, яркость тона, поэтому сегодня практически все природные топазы подвергаются процедуре облагораживания, приобретая насыщенный голубой цвет.
В результате облагораживания топазы второй группы любого исходного оттенка можно окрасить в требуемый голубой, причем определить впоследствии, подвергался ли камень облагораживанию или нет, можно только при сложном специальном исследовании. Оптимальные методики усиления голубого цвета топазов появились в 1957 году. Обработанные в те годы минералы до сих пор хранят свой прекрасный цвет и не обнаруживают признаков выцветания.
Несмотря на то, что облагораживание топазов поставлено на промышленный поток более полувека назад, использование радиоактивного облучения до сих пор вызывает немало вопросов о безопасности получаемого сырья.
Многолетние исследования показали, что после облагораживания топазы, достигшие голубого цвета (Sky Blue), сохраняют остаточную радиацию не более 2-3 дней. Топазы более насыщенных оттенков — London Blue и Swiss Blue могут сохранять остаточную радиацию от нескольких недель до года — многое зависит от наличия примесей в минерале и особенностей каждого конкретного месторождения. В любом случае перед поступлением в продажу все без исключения топазы проходят тщательный медицинский контроль и строжайшие тесты на радиацию по нормативам МАГАТЭ.
Ювелир Fashion